Что сколько стоит сценарий

Закрыть ... [X]

что сколько стоит сценарий

The Village продолжает выяснять, сколько зарабатывают и на что тратят деньги представители разных профессий. В новом выпуске — сценарист. Несмотря на кризис, телеканалы продолжают закупать развлекательные шоу и сериалы: спрос на хорошие сценарии есть. Но и желающих писать их достаточно: в сценаристы переквалифицируются журналисты, сюда идут бывшие кавээнщики. Один из них рассказал The Village о том, сколько зарабатывает и тратит на жизнь.

Профессия

Сценарист

Доход

200 000 рублей

Расходы

45 000 рублей

аренда квартиры

35 000 рублей

ипотека

5 000 рублей

коммунальные платежи

40 000 рублей

продукты

10 000 рублей

одежда

20 000 рублей

расходы жены

15 000 рублей

развлечения

4 000 рублей

детские игрушки

10 000 рублей

секции для детей

6 000 рублей

бензин

10 000 рублей

бытовые нужды

Как стать сценаристом

Мне 36 лет, десять из них я работаю сценаристом развлекательных телевизионных программ. Учился пять лет на программиста в институте связи. Потом полтора года работал по профессии, пока не осознал, что меня тянет писать не базы данных, а шутки. Дело в том, что в институте увлёкся КВН. Быстро понял, что это очень комфортная среда, чтобы воплощать свои творческие идеи: тебя окружают в большинстве яркие, весёлые и талантливые люди. Начал тратить на игру всё больше времени, стал писать номера и побеждать со своей командой сначала в институте, затем в городе и различных официальных лигах союза КВН.

В какой-то момент стали появляться заказы от других команд, выступающих в телевизионных лигах, и гонорары от продажи сценария стали основным источником заработка. Параллельно с работой в КВН активно писал материал для других развлекательных проектов, которых на нашем телевидении с каждым годом становилось всё больше. Через десять лет, когда КВН для меня закончился, я безболезненно перешёл работать в другие шоу, где уже трудились мои коллеги — бывшие сценаристы КВН. Сейчас на любом канале, где есть развлекательные передачи, вы слышите шутки, которые придумали бывшие кавээнщики. На моём счету более 50 часов телевизионного материала, выходившего в эфир.

Особенности работы

Сейчас работаю как индивидуальный предприниматель, сотрудничаю с крупным производителем телеконтента для канала «ТНТ». Мы вместе делаем комедийный сериал и получасовое развлекательное шоу. Рассчитываем осенью увидеть свою работу в эфире.

Телевидение как медиа всё стремительнее уходит в развлекательное направление. Спрос на услуги сценаристов только растёт. Опытных специалистов мало, поэтому унылых передач много. Работу получить можно двумя основными способами. Первый — прийти в компанию, которая производит ТВ-шоу, и сказать: «Я сценарист, вот ссылки на прошлые заслуги. Готов делать за деньги всё, что смогу!» Если в компании есть вакансия на что-то, хоть отдалённо похожее на ссылки, которые ты принёс, то тебя возьмут. И второй вариант: прийти в компанию, которая производит ТВ-шоу, и сказать: «У меня есть готовый сценарий! Это бомба! Только тихо!» Если в компании есть человек, способный адекватно оценить потенциал проекта на стадии сценария, и он скажет: «Да, это бомба!» — то тебя возьмут. Варианты «Я ничего не умею, но очень хочу» и «У меня идея! Пока на словах» работают очень редко: большинство компаний-производителей уже не раз обжигались и учатся на своих ошибках. Работодателя, как правило, не особо волнуют твоё семейное положение и вредные привычки. Если ты способен выполнить задачу — ты нужен.

Увольняют сценариста в тех случаях, когда шоу, которое он пишет, показывает низкие рейтинги и канал перестаёт его покупать. Срок жизни программы может варьироваться от одного выпуска до 20 лет в эфире. У сериала выходит минимум один сезон, редко когда прерывают показы даже самых неудачных на середине, потому что деньги на производство уже потрачены. Как и в любом виде творчества, не все продукты находят своего зрителя.

Моя задача — разработка сценария от первой буквы до момента, когда артист возьмёт его в руки и начнёт добавлять слова от себя. Два основных критерия моей работы: качество и скорость (всегда есть дедлайн). Соблюдать оба критерия удаётся не всегда, в основном из-за необходимости учитывать все-все-все пожелания заказчика. Сам процесс работы условно делится на две части: 30 % времени пишем первый вариант сценария, 70 % вносим правки. В первую очередь ты делаешь исправления на своём уровне, затем текст читает редактор или креативный продюсер проекта и кое-что изменяет, потом продюсеры выше рангом вставляют свои пять копеек, затем всё основательно правит режиссёр, затем исполнительный продюсер просит что-то убрать из-за маленького бюджета, и, наконец, вышеупомянутый артист обязательно захочет что-нибудь «усилить».

И если правки редактора, как правило, все по делу и касаются структуры, поворотов и кульминаций, то правки продюсера — это зачастую только что придуманная шутка, над которой все посмеялись из вежливости перед боссом. Артисты (не все, конечно, в основном глупые) меняют формулировки, легко добавляют или удаляют слова, совершенно не думая, что это выстраданная и хрупкая конструкция. Так или иначе сценарист обязан услышать всех и внести изменения в сценарий.

Никакой цензуры за все годы работы на нашем ТВ я не встречал. Есть темы, которых опытные сценаристы и редакторы стараются избегать намеренно: политика, религия, физиология и здоровье близких, бизнес и чужие деньги. Рассказать о них по-настоящему весело получается редко. В целом чувство юмора — это способность заметить и подчеркнуть недостатки, обратить на них внимание. Соответственно, если недостатки в чём-либо имеются, шутки про это обязательно будут, и я не вижу возможности серьёзно ограничить их количество, кроме как исправить сами недостатки.

Рабочий день начинается со сбора по графику. Я работаю в группе из трёх человек. Все люди семейные, поэтому начинаем в 11–12 дня. Утром стараемся успеть сделать домашние дела: в Москве это отнимает уйму времени. Потом определяем круг задач. Это может быть придумывание линии серии, сцены, скетча, номера или репризы в зависимости от текущего проекта. КВН в этом смысле оказался универсальным тренажёром, где ты учишься создавать креатив практически во всех юмористических жанрах. Потом штурмуем. Никто не ждёт вдохновения, просто начинаем думать и предлагать варианты решений. Самое удачное записываем. Это и есть особенность профессии — ежедневная непрерывная работа мозгом по созданию нового. Стараемся делать два штурма в день по два-три часа каждый. Если увеличить чистоту штурмов, мозг устанет и сильно упадёт КПД. Понадобится несколько дней на восстановление, а это может повлиять на график проекта. Далее правим. Исправлением и доработкой занимаемся в перерывах между штурмами. В этом процессе задействована другая часть мозга. Если нет экстренных задач, стараемся расходиться в районе 20–22 часов вечера. У нас традиционные выходные плюс полноценный отпуск, когда все намеченные объёмы по проекту закрыты.

Зарплата

Средняя ежемесячная зарплата телевизионного сценариста в компании варьируется от 100 до 250 тысяч рублей в месяц в зависимости от бюджета проекта, квалификации автора и его работоспособности. Если речь идёт о работе на сериале или ситкоме, то сценарист получает за сценарий эпизода от 120 до 300 тысяч рублей. Но есть риск, что с учётом правок работа займёт больше месяца. Если вы пишите телевизионный фильм по собственной блестящей идее, то стоимость готового сценария может доходить до 3 миллионов рублей. Разработка фильма займёт от полугода до двух лет.

Я зарабатываю среднюю, по меркам рынка, сумму — около 200 тысяч рублей. Хотел бы увеличить доход, так как большая часть уходит на ежемесячные расходы и не позволяет накапливать достаточно на улучшение условий жизни. Моя супруга сидит с детьми и постоянного дохода не имеет. Поэтому подработками я не брезгую, берусь за предложения, которые уверенно смогу выполнить без вреда основному делу.

Траты

У нас с женой двое маленьких детей. Мы снимаем двухкомнатную квартиру за 45 тысяч рублей в месяц. Недавно приобрели собственное жильё в ипотеку. Сейчас копим на ремонт. Ипотека отбирает ещё 35 тысяч рублей в месяц. Продукты на семью из четырёх человек обходятся порядка 40 тысяч рублей в месяц.

5 тысяч рублей уходит на коммунальные платежи. На одежду на четверых, но в основном детскую, тратим 10–12 тысяч рублей. На праздники, выезды на прогулки, походы в рестораны можем потратить ещё 12–15 тысяч рублей. 3–4 тысячи уходит на детские игрушки — всякие машинки, конструкторы, самокаты. Ещё 10 тысяч рублей тратим на всякие секции для детей. Примерно 6 тысяч рублей уходит на топливо для автомобиля. Личные расходы жены вроде косметики или каких-то хобби — это ещё около 20 тысяч рублей в месяц. И ещё 7–10 тысяч рублей на прочие расходы — например, уборку квартиры, интернет, средства гигиены. Путешествуем за город, иногда на озеро Селигер, и раз в год за границу.

Иллюстрация: Настя Григорьева


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Сколько стоит сценарий? Минимальные ставки авторского
Сценарий ведущая юбилей мужчинаТост к дню натальиПризнание защита признание права собственностиСтих чтобы запомнить


Что сколько стоит сценарий Что сколько стоит сценарий Что сколько стоит сценарий Что сколько стоит сценарий Что сколько стоит сценарий Что сколько стоит сценарий Что сколько стоит сценарий Что сколько стоит сценарий


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ