Поздравляем с днём музеев

Закрыть ... [X]

Сегодня: 15-03-2018
+7 (343) 261-63-19

О Свердловском региональном отделении
ВТОО "Союз художников России"

Союз художников России (Свердловское региональное отделение: www.youtube.com/watch?v=ujqrJICaSaQ) - это некоммерческая организация, объединяющая в своих рядах на добровольной членской основе художников Свердловской области. Отделение занимается:

  • организацией выставок;
  • вопросами обеспечения своих членов необходимыми мастерскими;

 

Краткая историческая справка Художественной жизни Екатеринбурга конца ХIХ – начала ХХ века

Во все времена художники стремились к единению по творческим интересам. Не составлял исключения и регион Урала, художественная жизнь которого, имея определенные особенности, не была изолирована от общих процессов, происходящих в России. Первой художественной организацией Екатеринбурга стало общество любителей изящных искусств, основанное в 1895 году. Своей целью общество ставило «развитие в публике любви и интереса к изящным искусствам», содействие развитию кустарным ремеслам. Активно участвовали в работе общества И.М.Беленьков, И.М.Беренов, А.И.Гакель, Ю.О.Дютель, Н.А.Клепинин, В.Н.Мамин, Н.М.Плюснин, Г.А.Свечин, И.С.Сигов. До 1909 года было проведено восемь художественных выставок и ряд культурных мероприятий. С открытием в 1902 году Екатеринбургской художественно-промышленной школы стало возможным более стабильное формирование коллектива художников. В разное время в школе преподавали В.А.Алмазов, Н.В.Вьюнов, Т.Э.Залькалн, А.Н.Парамонов, В.В.Коновалов, В.П.Рупини, В.Ф.Ульянов и др. Школу окончили скульпторы И.Д.Шадр, П.И.Таежный, Н.А.Захваткин; живописцы и графики И.К.Слюсарев, А.А.Кудрин, А.Ф.Узких, Н.С.Сазонов. Именно выпускники и педагоги школы в последующие десятилетия составляли основной костяк организаций художников Екатеринбурга и других городов Урала.

Художественная жизнь 1917 – 1932 годов.

В 1918 году на базе Екатеринбургской художественно-промышленной школы были организованы Высшие государственные свободные художественные мастерские, которые функционировали не только как учебное заведение, но и как центр консолидации художников. В мастерских преподавали живописцы Л.В.Туржанский, А.А.Лабас, В.В.Игнатьев, П.Е.Соколов, скульпторы С.Д.Эрьзя, П.П.Шарлаимов. Благодаря деятельности учеников и педагогов в городе были открыты новые памятники и монументы, организованы выставки. В сложный период разрухи мастера искусства пытались объединиться, в 1921 году была создана Артель художников, которая просуществовала лишь несколько месяцев.

В 1925 возник Уральский филиал Ассоциации художников революционной России (АХРР). Декларация АХРР призывала обращаться к местным темам, событиям, людям, филиалы на местах обладали почти полной свободой действия. К началу 1930-х в АХРР числились 15 свердловских художников, среди них И.К.Слюсарев, Н.С.Сазонов, А.А.Кудрин, А.Ф.Узких (председатель А.Н.Парамонов). Попыткой решить одновременно и материальные проблемы и выполнить «социальный заказ» стало создание Уральского промыслово-кооперативного товарищества «Уралхудожник» в 1931 году.

Результатом активной деятельности художников Урала, и в частности Свердловска, являлись выставки, организованные в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Среди наиболее значительных, местом проведения которых был Свердловск: «Областная выставка творчества художников Урала» (1928 и 1929), «1-ая выставка Свердловского филиала АХР» (1929), «Выставка свердловских художников» (1931), «3-ая передвижная выставка, организованная сектором искусств Наркомпроса РСФСР» (1931), «Выставка-отчет первой бригады художников, работавших на новостройках Урала и Кузбасса» (1932). Произведения художников Свердловска экспонировались в Перми, Москве и других городах.

Образование Свердловской организации Союза художников СССР и ее деятельность в 1930 – 1950-х годах.

После выхода постановления ЦК ВКП(б) от 23.04.1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» формы творческих коллективов на Урале приобрели новую направленность. 22 мая 1932 года в помещении драматического театра (по другим источникам в здании Делового клуба) состоялся слет художественно-творческих организаций Свердловска, организованный редакцией журнала «Штурм». Слет творческих сил Урала явился отправным пунктом в перестройке работы всех творческих организаций края. Секция изобразительного искусства постановила создать Союз художников. Первым председателем Оргбюро, так предварительно называлось руководство Союза (правлением оно стало называться с 1937 года), стал Н.И.Козлов. В новое художественное объединение вошли все крупные мастера города, среди них живописцы И.К.Слюсарев, А.М.Минеев, Н.С.Сазонов, С.А.Иванов (председатель с 1938), С.Н.Денисенко, В.П.Дерябин, С.А.Михайлов, Н.П.Голубчиков, Г.А.Мелентьев, Т.А.Партина, А.П.Давыдов, Л.А.Елтышев, В.К.Славнин, А.Ф.Узких, Ф.К.Шмелев, А.А.Жуков; графики А.Н.Парамонов, Г.В.Ляхин, А.Г.Вязников; скульпторы И.А.Камбаров, И.И.Трембовлер; мастера театрально-декорационного искусства А.В.Дубровин, И.М.Вахонин, А.А.Кузьмин, В.А.Людмилин, В.П.Елисеев. Художественные выставки становятся регулярными. Значительным культурным явлением середины 1930-х годов становится выставка московских и ленинградских мастеров «Урало-Кузбасс в живописи». После ее окончания часть картин составили основу раздела советского искусства в Свердловской картинной галерее (открыта в 1936). В городе были открыты Дом литературы и искусства, в котором проходят художественные мероприятия (1937) и производственная база СвердИЗО (1939). Детище своего времени – Союз художников – впитал в себя все достоинства и недостатки командного принципа руководства изобразительным искусством. Доктрина центра на политизацию изобразительного искусства, усиленно проводимая представителями власти на местах, приводила к крайней консервативности художественной атмосферы Урала. План работ по изобразительному искусству согласовывался и проверялся, кандидатуры председателей правления отделений СХ не должны были вызывать недовольства у местных властей. С другой стороны, членам Союза предоставлялись определенные возможности: предоставлялись материалы и мастерские, государственные заказы и пайки, поощрения и награды. Союз складывался и развивался как бюрократический аппарат, где конфликты с творческими личностями становились запрограммированными.

Во время Великой Отечественной войны в эвакуации на Урале оказались известные деятели искусства Украины, Москвы, Ленинграда. В Свердловск приехали скульптор С.Д.Меркуров, возглавлявший эвакуированный сюда Художественный фонд СССР, искусствоведы А.Г.Габричевский, Г.А.Недошивин, живописцы Ф.С.Лемберский и Ю.Р.Бершадский. Летом 1941 в Свердловск прибыли коллекции Эрмитажа, небольшую часть которых жители города могли посмотреть на выставке «Военная доблесть русского народа» (1943). Художники Свердловской организации СХ СССР принимают активное участие в работе над «Окнами ТАСС», создают плакаты. Произведения уральских и эвакуированных мастеров демонстрируются на выставке «Урал – кузница оружия» (1944).

Во второй половине 1940-х – 1950-х годов в Союз пришли молодые талантливые художники: живописцы В.С.Зинов, А.Ф.Бурак, В.А.Игошев, О.Э.Бернгард, А.А.Заусаев, Н.Г.Чесноков, И.С.Финкельштейн, Б.К.Смирнов, Д.М.Ионин (председатель с 1945 года), Б.М.Витомский, В.А.Терехин, И.Н.Нестеров, Б.В.Волков, Г.П.Гаев; скульпторы Г.В.Петрова, А.А.Анисимов, П.А.Сажин; мастера станковой и книжной графики Л.А.Эппле, Е.В.Гилева, Б.А.Семенов, О.Д.Коровин, В.Ф.Васильев и театрально-декоративного искусства Н.В.Ситников, М.С.Улановский. Тематика работ в послевоенный период стала разнообразнее, мастерство возросло. Однако диктат идеологии тоталитарного государства и поверхностное восприятие традиций реализма сковывали творческие поиски.

Деятельность Свердловской организации СХ СССР в 1960 – 1980 годах.

Во время «оттепели» (конец 1950-х – начало 1960-х) в Свердловск вернулись выпускники ленинградских и московских художественных вузов. Они вместе с окончившими уральские училища составили плеяду мастеров нового поколения. Известность на городских выставках получили произведения живописцев И.И. Симонова, А.П.Охлупина, Е.И.Гудина, Г.С.Мосина, М.Ш.Брусиловского, В.З.Беляева, Л.Ф.Венкербеца, Д.И.Лепихина, Ю.И.Истратова, В.В.Трясцина, Г.А.Нечеухина, В.О.Мамонтова, графиков В.М.Воловича, Д.Б.Шимилиса, Г.И.Кетова, С.С.Киприна, А.А.Казанцева, Л.П.Вейберта, В.А.Новиченко, Л.Ф.Полстоваловой, скульпторов В.М.Друзина, В.Е.Егорова, ювелира Л.Ф.Устьянцева. Характерный для этих лет «суровый стиль» с его монументализмом и экспрессивностью, обобщенными, почти плакатными образами стал популярен среди уральских художников. Наряду со станковой живописью, признание получило монументально-декоративное и театральное искусство, книжная графика, декоративно-прикладное искусство.

В 1960-е годы внутри CХ СССР был создан СХ РСФСР, в состав которого вошли художественные организации областей и автономных республик, объединенные в территориальные зоны для периодического (приблизительно раз в пять лет) проведения выставок. В уральской зоне, включающей Свердловскую, Пермскую, Челябинскую, Оренбургскую, Тюменскую, Курганскую области и Башкирию, с 1964 по 1985 прошло шесть выставок «Урал социалистический» – в 1964 в Свердловске, в 1967 в Перми, в 1969 в Челябинске, в 1975 в Уфе, в 1979 в Тюмени: www.youtube.com/watch?v=G7KFZCYNmL4, в 1985 в Свердловске. Выставки сыграли положительную роль, объединив ранее разобщенные провинциальные художественные силы, сделав известными многие имена. С начала 1960-х художники Свердловской организации СХ СССР регулярно участвовали в республиканских, всесоюзных и международных выставках. Выставка художников Урала, Сибири и Дальнего Востока прошла в 1971 году в Москве, выставка свердловских художников состоялась в 1975 году в Ленинграде. Крупным событием стала ретроспективная выставка художников Свердловска в 1987 году в Москве.

Наряду с художниками старшего поколения, в 1970 – 1980-х годах активно работают Г.С.Метелев, А.И.Бурлаков, В.А.Чурсин, Г.Н.Калинин, М.В.Гуменных, К.К.Масумова , В.Я.Бушуев, Н.В.Костина, Н.И.Золотухин, Н.Н.Моос, Н.П.Казанцева , С.В.Тарасова, В.А.Степанов, В.П.Кошелев, М.М.Кошелева, А.А.Алексеев-Свинкин, С.С.Айнутдинов, В.Г.Анциферов, А.В.Золотухин, А.А.Калашников, Г.С.Райшев, Л.М.Сгибнева Б.Н.Клочков, В.Ю.Грекова, О.Л.Орешко, В.В.Штукатуров, О.А.Штукатурова, В.Д.Сысков, Ю.Н.Филоненко, М.П.Сажаев, В.И.Реутов, В.П.Воинкова, З.А.Малинина, Ю.С.Устинов, Б.М.Добровольский, Ю.В.Крылов, А.Г.Антонов, Г.А.Геворкян, К.В.Грюнберг, Л.И.Кружалова, О.Н.Мудрова, В.С.Соколова и другие.

Период после 1991 года.

Изменения политического строя и всей идеологической системы самым серьезным образом отразились на жизни Свердловской организации. С одной стороны, появились условия для свободы творческого самовыражения, расширились международные контакты, разнообразнее стали выставки. С другой – художники почувствовали жесткую зависимость от рынка и безразличное отношение к их проблемам многих местных чиновников. Среди художников и критиков появляется мнение, что подобная организация себя изжила и стала не перспективна. Однако, время показало, что до сего дня Свердловское отделение Союза художников России остается крупнейшей и авторитетнейшей творческой организацией региона. Молодые художники стремятся вступить в ее ряды, не уменьшается количество художественных мероприятий. Продолжением зональных выставок советского периода стали региональные выставки «Урал», проведенные в 1991 в Кургане, в 1998 в Уфе, в 2004 в Екатеринбурге, в 2009 в Челябинске. Развиваются творческие контакты екатеринбургских художников с коллегами из других регионов России и зарубежья.

К сентябрю 2010 года организация объединяет 269 художников. Функционируют девять секций: живописи, графики, скульптуры, монументального искусства, декоративно-прикладного искусства, ювелирно-камнерезного искусства, искусствоведения и критики, художников театра и кино, церковного искусства. С 2008 года организацию возглавляет С.С.Айнутдинов.

В сложный период творческой разобщенности, потери ориентиров и идеалов Свердловская организация Союза художников России продолжает сохранять и развивать художественные традиции уральского края.

Искусствовед Евгений Алексеев

 

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ВИКТОРА КАЛИНИНА

15 марта в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России, в рамках биеннале-фестиваля «УРАЛ-ГРАФО-III», открывается персональная выставка  Виктора Калинина. Автор представляет выполненные в смешанной технике графические работы 2013 г., некоторые из которых были созданы во Франции.

Московский художник Виктор Калинин родился в 1946 г.  в селе Залесово на Алтае. В 1960-1962 гг.. учился в художественном училище им. В. И. Сурикова в Красноярске, в 1962-1965 гг.. - в художественном училище  Нижнего Новгорода, в 1971 г. окончил Московское художественно-промышленное училище (б. Строгановское), кафедра монументальной живописи.

Виктор Калинин -  действительный член Российской академии художеств (2007),член Президиума Российской академии художеств (2012), Первый вице-президент РАХ (2017), заслуженный художник РФ (2013),  член Московского союза художников (МСХ) (1975), член Правления МСХ (с 2006),  член Московского союза писателей (2011).

Участник международных художественных симпозиумов и арт-салонов в Великобритании, Венгрии, Дании, Норвегии, Польше, США, Франции, Швейцарии, участник групповых выставок более чем в 30 странах мира, автор более 20 персональных экспозиций в России и за рубежом.

Имеет ряд наград: Серебряная (2001) и Золотая медаль (2007) РАХ, медаль «Шувалов» РАХ (2010), медаль СХР им. В.И. Сурикова (2012), медаль МСХ  «За развитие изобразительного искусства» (2010), золотой крест РАХ  «Орден за служение искусству» (2013), медаль РАХ «За заслуги перед Академией» (2016),  медаль «За заслуги перед обществом» (2016).

По словам доктора искусствоведения А. Толстых, «в работах Виктора Калинина время словно бы останавливает свой ход, и перед зрителем разворачиваются не столько отрезки времени, а скорее состояния различных элементов мира». Здесь нет любования внешними качествами появляющихся граней окружающего бытия, это, по большей части, попытка выявить сущности представляемых процессов. Графика  В. Калинина - это сложный, многоаспектный, разноголосый   полилог художника с миром, в котором он размышляет, с одной стороны,  об общечеловеческих, обращённых к  каждому проблемах, с другой,  ставит сложные вопросы сугубо художнического измерения - отношений автора с Богом, меры его ответственности перед Всевышним, степени воздействия на человеческие души, глубины проникновения в тайны жизни и творчества.

Работам В. Калинина свойственна целостность восприятия и убедительная органичность высказывания, где одинаково важными становятся непосредственность восприятия чувственно-материального мира и мастерство высшего порядка, раскованность владения формами, позволяющие воплощать как эпические события, так и самые тонкие и неуловимые градации глубинных смыслов и переживаний. При этом следует отметить, что драматизм высказывания, скорее, отражает эмоциональную чуткость и трепетность восприятия художника, нежели его конфликт с миром  - удивительна наполненность графических листов Калинина живой, дышащей, одухотворяющей светоносностью красок.

Перед зрителем словно оживает космическая энергия, сгустки которой фиксируются в резких, энергичных мазках мастихином. Синкретическое сопряжение абстрактных линий, пятен, мазков, всполохов цвета словно выявляет из неструктурированной массы  первичных стихий рождение неких, едва улавливаемых форм реальности; по мере всматривания в красочную поверхность оживают элементы мира (небо, светила, складки гор, моря, вихревые воздушные потоки, струи воды, дороги и т.д.), проступают обретающие тяжеловесную плоть контуры человеческого тела, проявляются лица, ещё спящие, с невидящим взором, но уже готовые развернуть свою потенциальную энергию на антропное  становление, чтобы засветить лики и одухотворить плоть.

Цельность, неразрывная спаянность формы и содержания цветовых экспрессий, трансформация пространства-времени, сгущение сокровенных смыслов, интонация масштабного звучания в работах В. Калинина подчёркивают связь с монументальным искусством христианства, где натурные импульсы воплощаются в мистерии духа. Свободные открытые композиции, подвижные вибрации цвета, образующие вихревые потоки, экспрессивные ритмы дают широкий спектр иносказаний и ассоциаций и порождают дрейф устойчивых значений изображаемого. Огромную роль в образной ткани графических листов играет семантика цвета, в которой сфокусирован христианско-религиозный символизм иконы и фрески. В одном из листов из серо-сиреневых, оливково-зелёных, пурпурно-коричневых цветовых масс  разнонаправленными резкими штрихами, широкими ударами кистью, энергичными всплесками мастихина, чуткими касаниями пальцев рождается странная, тонущая в перистых потоках неясной субстанции  фигура с непроявленным свечением лика. Несколько цветовых акцентов -  лазоревого, жёлтого, синего, белого - словно выявляют скрытую трансформацию антропно-ангельской сущности, их неразрывную связь. Иногда женское тело, вылепленное теплыми охристыми округлыми массами, уподобляется складкам гор, выступающим на синем фоне то ли  неба, то ли океана и позволяет читать его пантеистичеки. Влияние монументального религиозного искусства (и, очевидно, образования автора) очень ощутимо там, где поверхность листа словно уподобляется иконной доске,  а вертикальная вытянутость фигур напоминает об особенностях  христианской иконографии,  сложное, активное цветовое поле, образующее горение красного, пурпурного, розово-жёлтого, фиолетового, придаёт  изображению хоровое звучание, лишённое духовной апатии. Виктор Калинин - художник, остро чувствующий время, подобно барометру  фиксирующий проблемы конкретного момента, но, вместе, с тем, обращён к вечности. Размышляя о неизменных вопросах человеческого бытия, он аппелирует к современникам силой цветовых экспрессий, выводя их из дремотного состояния на уровень «мыслящей субстанции», обладающей живым, трепетным, пульсирующим, чутким на чужую боль человеческим сердцем. 

Графика В. Калинина  - философское высказывание автора о природе и сущности мира и человека - воплощает  самую важную, очищенную от случайностей суть, целиком захватывает зрителя  и заставляет его переживать мучительные восхождения духа, требующие смелости, дерзновения и усилий.

Галина Шарко, искусствовед

Выставка открыта до 6 апреля

Вход свободный с 10 до 18 ч.

Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России.

Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97

www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97

 

 

"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: суббота с 10-00 до 17-00, воскресенье с 10-00 до 16-00.

ПАМЯТИ ХУДОЖНИКОВ:ЕВГЕНИЙ СКАРИДОВ, СЕРГЕЙ СУХОВ, АЛЬБЕРТ ТУМАНОВ, ЮРИЙ ФИЛОНЕНКО

ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ СКАРИДОВ

Евгений Скаридов родился в 1952 г. в столице Среднего Урала, в 1970 г. окончил ВСПТУ в Свердловске. Член Союза художников с 1989 г., член Союза журналистов.  Ушёл из жизни в 2016 г.

Евгений Скаридов стал серьезно стал увлекаться карикатурой, работая в мультцехе Свердловского телевидения, в 70-е годы был художником-мультипликатором на ВГТРК.  В 2000-е  в качестве режиссёра-постановщика снял анимационный фильм «Про солдатскую дочку и волшебное пугало». Был художником-аниматором в мультипликационных фильмах «Притча о ромашках», «О чём не знал дедушка», «Кто в доме главный»  и др.

Публиковался во многих периодических изданиях. Участник городских, региональных, всероссийских выставочных проектов. Был экспонентомвыставок карикатуры в России и за рубежом (в Польше, Болгарии, Канаде, Италии, Турции, Бельгии, Германии, Кубе, Японии, Америке). Обладатель международных наград в Италии и Японии.

Евгений Скаридов долгое время сотрудничал с журналом «Красная Бурда», публикуя едва ли не в каждом номере свою ироническую графику, для которой характерно особое видение мира, легко сочетающее смешное и грустное, реальное и фантастическое, созерцательное и обличительное, глубокомысленное и легковесное. Карикатура - это специфическая форма отношения автора  ко всему происходящему, парадоксальная реакция на событияо кружающего мира, причём импульсом для  её создания, может стать любое социальное, общественно- политическое ил повседневное явление. В графике  Е. Скаридова  ужас трагедии смягчается грустной улыбкой, неизменно сохраняющей особенную авторскую, слегка флегматичную интонацию.

В рамках III Всероссийского открытого биеннале-фестиваля «УРАЛ-ГРАФО» представлены карикатуры, созданные автором в периода с 19996 по 2006 гг.. Ряд работ выполнен художником в технике печатной графики (офорт, акватинта,  линогравюра), что позволяет оценить его высокое профессиональное мастерство. Кроме того, представлены карикатуры, опубликованные в журнале «Красная Бурда».

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ СУХОВ

Сергей Сухов родился в 1952 г. в г. Рязани, ушел из жизни в 2016 г. в Екатеринбурге. В 1974 г. окончил Свердловский архитектурный институт (Уральский филиал Московского архитектурного института). В 1975-1986,  1992-2016 гг.. преподавал в Свердловском архитектурном институте (Уральской аритектурно-художественном университете). В 1988-1992 гг.. работал художником в Свердловском творческо-производственном комбинате Художественного Фонда РСФСР. С 1982 г. - член Союза художников СССР. 1970-1980 гг. – ведущий художник-иллюстратор журнала «Уральский следопыт». В эти же годы проиллюстрировал и оформил 8 изданий, вышедших в Средне-Уральском книжном издательстве. В 1970-е гг.. начал работать в области станковой гравюры. Заслуженный художник России (2004). Участник всесоюзных (с 1977), республиканских (с 1987), международных (с 1990) выставок. Персональные выставки состоялись в 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2006, 2007, 2008, 2011, 2013, 2014 гг.. Работы находятся в музеях и галереях Екатеринбурга и Плеса, в частных собраниях США, Канады, Германии, Италии и Франции.

Блестящий рисовальщик, тонкий и глубокий мастер психологического портрета, неутомимый экспериментатор С. Сухов оставил богатое графическое наследие. В 1970-1980-х гг.. он создал несколько серий, посвященных переломным моментам истории страны (революция, Гражданская война, первые стройки страны Советов, Великая Отечественная война), где раскрылся весь диапазон его творческого дарования.

Любовь к истории проявилась у Сергея еще в раннем детстве, когда изучение военно-исторической литературы нашло свое отражение в многочисленных детских рисунках, а позднее и в батальных панорамах. Уже в тринадцатилетнем возрасте он создает большие панорамы военных сражений. Монументальные полотна (Бородинское сражение, длина – 3,3 м, Полтавский бой, походы А.В. Суворова) поражают точностью и пунктуальностью в изображении обмундирования и вооружения российской армии, недетской основательностью, присущей зрелым мастерам. Увлечение военной историей было не только семейной традицией, но и профессиональным ремеслом его предков. Один из его прадедов был русским офицером.

Будучи взрослым и профессиональным художником, он неоднократно возвращается к исторической тематике. Экспериментируя с любимыми техниками (акварель, темпера, гуашь, цветные карандаши), Сухов создает большие серии, триптихи, разрабатывая для каждого графического цикла оригинальную манеру, художественные приемы и выразительный язык. Изображая динамичные и эмоциональные картины революционных событий, правдивые и повествовательные эпизоды суровых трудовых будней первых послереволюционных лет (серия «В далекие годы», триптих «Поколения»), Сухов сумел найти типическое, характерное, лаконичными средствами создать обобщенный образ той эпохи. Его авторская манера строится на сочетании темных и белых пятен, заостренных формах, что позволило выразить сложных строй избранных сюжетов, их экспрессивную патетику, динамизм и романтику.

Еще один графический принцип - четкий штриховой динамичный рисунок - С. Сухов продемонстрировал в серии «Нашествие». Быстрее ветра несутся небесные кони, в стремительном вихре увлекая за собой орды кочевников. Сложные сюжетные композиции воссоздают исторический контекст событий и  погружают зрителя в психологическую атмосферу эпохи. 

Параллельно с историческими циклами ведущее место в творческой жизни художника занимает книжная иллюстрация, которая открыла новые грани его таланта. Несомненной удачей этих лет являются иллюстрации к повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка», несущие печать яркого индивидуального дарования С. Сухова. «Современной пасторалью» назвал писатель свое произведение, вынеся это определение в подзаголовок. Пастораль на фоне войны - это, по существу, открытие Астафьева. Вторит писателю и художник, исполняя изящные и простые рисунки с мягкими струящимися линиями, обладающие необыкновенной притягательной силой. Лиризмом, теплотой и тихой грустью овеяны образы главных героев (листы «Прощание», «Летят журавли»). Зритель чувствует эмоциональное сопереживание их судьбам. Сам В.П. Астафьев находился под большим впечатлением от работ Сухова, о чем писал ему в 1982 г. Кроме того, он признавал и тот факт, что художник сумел «дойти до сути» его замысла даже в большей степени, чем он сам.

Другой художественный язык нашел художник для иллюстраций к «Повести о художнике Федотове». Книга известного литературоведа В.Б. Шкловского рассказывает об известном художнике первой половины XIX века, зачинателе критического реализма в русском изобразительном искусстве П.А. Федотове. С. Сухов передал весь трагизм и драматизм непростой судьбы великого художника в динамичной гротескной манере.

В 1990-е годы художник обращается к теме «Старый Екатеринбург». В эти годы появляется серия акварельных и пастельных городских пейзажей, на которых с фотографической точностью запечатлены  екатеринбургские улицы и проспекты, мосты и, конечно, самые узнаваемые архитектурные памятники (Царский мост, Дом Железнова, Дом Севастьянова и др.). Автор одушевляет свои работы, деликатно используя прием стаффажа. Вместе с прогуливающимися городскими барышнями и проезжающими колясками зритель путешествует по Екатеринбургу XIX века.  

Особое место в творчестве С. Сухова занимают портретные эскизы, живые и глубоко индивидуальные образы жителей Кавказа покоряют легкостью и высоким профессионализмом.

Большой вклад С. Сухов внес в создание образовательных программ по курсу «Рисунок» в УГАХУ.  Безусловная художественная одаренность и великолепное владение графическими техниками привели его на кафедру рисунка в Свердловском архитектурном университете (УГАХУ), где он разработал авторские программы для студентов, которые и по настоящее время используются в учебном процессе. Кроме профессионального владения основами рисунка как вида изобразительного искусства, он щедро делился со студентами своим богатым художественным опытом, учил мыслить с помощью линий и цвета, творчески перерабатывая графические произведения. Необычные педагогические эксперименты вывели его творческие поиски на новую ступень, на новый этап, который сегодня развивают и продолжают его ученики и последователи.

 Татьяна Михайлова, искусствовед

 

АЛЬБЕРТ МИХАЙЛОВИЧ ТУМАНОВ 

Альберт Туманов был по своей природе человеком открытым, весёлым и общительным, позитивно воспринимавшим окружающий мир. Талантливый и разнообразный художник, он принимал активное участие в городских, областных, зональных и республиканских выставках, являлся членом Союза художников России.

Альберт Михайлович родился 25 января 1938 года в посёлке Лежнево Ивановской области, но с 1945 года жил на Урале. В 1958 году он закончил живописно-педагогическое отделение Свердловского художественного училища. Будучи студентом выпускного курса, Туманов увлекся графикой и тогда же начал сотрудничать со Свердловским книжным издательством. Возрастающий интерес к графике художник подкрепляет обучением в Московском полиграфическом институте, факультет художественного оформления печатной продукции которого он закончил в 1971 году.

Излюбленная техника Альберта Туманова на протяжении многих лет - классическая акварель, основОВы которой он освоил в 1950-е годы в период в обучения Свердловском художественном училище. Уважение к традициям стало хорошей базой, на которой сформировался его творческий почерк в этой сложной и прихотливой технике. Огромный и разнообразный опыт художник получил также в ходе многолетней самостоятельной работы и изучения природы.

Мастер любил путешествовать. Будучи молодым человеком, он объездил весь Дальний Восток, матросом торгового флота прошел Северным морским путем до порта Тикси в устье Лены. Сахалин, Курилы, Камчатка, Чукотка, Арктические острова оставили в памяти художника неизгладимые визуальные впечатления, которые просто просились на бумагу. Альберт Михайлович был влюблен в север и его неповторимую природу. Вернувшись на Урал из дальних путешествий, он в течение почти пятидесяти лет регулярно ездил по Приполярному и Полярному Уралу полевым рабочим с отрядом геологов. И во всех своих странствиях он постоянно рисовал, писал акварелью, масляными красками пейзажи полюбившихся мест. В ходе таких экспедиций Туманов часто проводил персональные выставки в школах, обсуждал с учениками картины, творческие вопросы.

В 1986 году в составе Полярной экспедиции газеты «Советская Россия» Альберт Туманов прошел путь от острова Вайгач в Карском море через Полярный, Приполярный, Средний и Южный Урал до города Гурьева  (Атырау), стоящего на месте впадения реки Урал в Каспийское море. В тяжёлых условиях экспедиций Альберт Михайлович сохранял выносливость, мужество и сильный характер, которые ярко проявлялись и в выполненных в путешествиях работах, отмеченных строгостью стиля, сдержанностью цветового решения.

Привозимые из каждой поездки этюды, эскизы, наброски, рисунки составляли обширный натурный материал, который постоянно обогащал визуальный опыт художника и перерабатывался в последующих законченных произведениях. Альберт Михайлович всегда естественен и чуток к природе, в его работах нет фальши, преувеличений. В этой художнической правдивости, проявлялось честное и бескомпромиссное служение искусству. Вместе с тем, воображение художника преображало природные впечатления, порождало новые, неожиданные эмоции. В результате из пейзажа либо уходило всё лишнее, либо появлялся дополнительный элемент. Именно в этих деталях, чаще всего, проявлялся автор, его душа и его любовь к природе.

Рубеж тысячелетий - 2000 год, художник отметил участием в новой кругосветной экспедиции ЮНЕСКО «Великой Северной тропой». Предполагалось пройти по территориям восьми стран и замкнуть Полярный круг. Удалось посетить Ямал и пройти на теплоходе «Тургояк» Обскую губу, побывать в Финляндии и Северной Норвегии. Художественным результатом этой экспедиции стало более ста пейзажных этюдов и рисунков, запечатлевших суровую и величественную северную природу. Они хранятся сейчас в архиве «Полярэкс» и частично использованы в качестве иллюстраций в книге С.Соловьева «Человек и Север».

За годы профессиональной деятельности художник оформил более ста книг, брошюр, рекламных проспектов, плакатов, создал несколько станковых графических серий в технике линогравюры, множество акварельных пейзажей и портретов, выполнил монументальные живописные полотна «Великой Северной тропой», «Березовский острог» для историко-краеведческого музея г. Березова и другие.

Альберт Михайлович был самокритичным мастером, далеко не всегда и не всеми своими работами он оставался доволен. Пожалуй, для любого художника это естественное и важное качество, побуждающее совершенствоваться, пересматривать свои привычки, не стоять на месте. Он постоянно развивался, раскрывая свой потенциал, свой талант. 

Серьезный и глубокий художник, романтик, полярник, труженик, добрый и жизнелюбивый человекАльберт Михайлович Туманов ушёл из жизни 22 ноября 2016 года. Удивительный Мастер, он любил и ценил то, что изображал, хорошо знал и понимал тонкости художнического ремесла, превращая его в настоящее искусство.

 

Анастасия Крохалева, искусствовед

 

ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ФИЛОНЕНКО  

 

Выпускник Украинского полиграфического института им. И. Федорова во Львове, прошедший творческую стажировку у знаменитого немецкого художника книги Альберта Капра, Юрий Филоненко, по словам Виталия Воловича: «ворвался в Свердловск в семидесятых годах прошлого века совершенно невероятным образом… Длинногий красавец с черными локонами до плеч, с бородкой д’Артаньяна… Он иначе рисовал, писал, думал, наконец».

Творческий путь Юрия Филоненко в Свердловске начался с работы в Средне-Уральском книжном издательстве, с которым в это время сотрудничали Георгий Кетов, Алексей и Нина Казанцевы, Спартак Киприн, Герман Метелев, Виталий Волович, Александр Рюмин. Высоко ценя мастерство старших коллег, Филоненко не потерялся на их фоне. В поиске индивидуальности ему помогали полученные в полиграфическом институте знания и творческий темперамент, воспитанный в южной художественной среде.

В 1970–1980-е годы в отечественной книжной графике появилось понятие «книжный дизайн», предполагавший создание макета книги по специальной модульной сетке, а иллюстрация стала тяготеть к самостоятельности. Владея рисунком и разными техниками авторской печати, прекрасно разбираясь в тонкостях полиграфии, Филоненко часто совмещал функции дизайнера и иллюстратора, что нашло отражение уже в его первых работах для Средне-Уральского издательства. Проявляя высокую культуру книжного искусства, Филоненко одновременно стремился к неординарности, что в советские времена было непросто и с идеологической, и с технической точки зрения. Тем не менее, продумывая каждый элемент оформления, он добивался графической выразительности изданий.

1970-е годы стали для Юрия Филоненко периодом «вживания» в новую культурную среду, поставленную перед фактом его художественной индивидуальности, которая в полной мере раскрылась в 1980-е, когда, не забывая о книжной графике, он обратился к живописи.

Стремясь к творческой свободе, в 1982 году Филоненко оставил должность художественного редактора, не прерывая, однако, сотрудничества ни со Средне-Уральским, ни с другими региональными и столичными издательствами.

Тенденция обособления, станковизации иллюстрации привела к появлению так называемой «ассоциативной иллюстрации», или иллюстрации «по мотивам» литературного произведения, которая становилась для художников поводом к выражению творческого мировоззрения, к философским размышлениям, порой имевшим политический подтекст.

В 1983-1985 годах Юрий Филоненко создал в технике гуаши станковую серию по мотивам «Слова о полку Игореве». Хотя эти иллюстрации и были в 1987 году удостоены диплома Венецианской Бьеннале, они мало известны широкому зрителю.

 Первая половина 1980-х. Война в Афганистане. Историческая аналогия афганской кампании с походом князя Игоря на половцев не могла не возникнуть. Для Филоненко эта тема была особенно актуальна. Сам он был родом из тех мест, где разворачивались события «Слова», а когда служил в армии, в составе группировки советских войск оказался во Вьетнаме.

«Прощание с Родиной». Затмение - недоброе предвестье. Воспаряющая над коленопреклоненным князем и дружиной фигура - то ли архангел Михаил, то ли душа убитого воина – то ли благословляет, то ли останавливает ратников, идущих в поход, как на крестную жертву. На листе «Смерть молодого князя» воин воздет, словно распят, на копья, частокол которых образует подобие могильного кургана. Или Голгофы? Не личные ли это впечатления? В листах Филоненко переплетается конкретно-историческое и вневременное, личное и общечеловеческое, лирическое и эпическое.

Юноша-музыкант играет на дудочке - «Песнь Руси». О чем песнь? О погибших воинах-журавлях, которые «печально пролетая», машут крылом? О войне и мире? О любви? О родной земле? О своей судьбе? Какова она? – Крест и нимб. Может, юноша-музыкант – сам художник, родом из Половецкой степи? Половецкая степь – Русское поле – Бескрайнее Пространство, оскверняемое войной, переживающее ее и как бы регенерирующее самое себя великой бесконечностью скругляющегося полусферой горизонта, можно воспринять как метафору абсурдности Войны на Земле.

Лаконичными художественными средствами - обобщенные монументальные фигуры на фоне неба, сливающегося со степью, не нарушающая общей графичности свободно-живописная манера - Филоненко достигает пространственности, которая отвечает пространственности «Слова о полку Игореве», где «скачки» автора по русской земле не просто отсылка к географии, а поэтическое осмысление этой земли, ее ментальности.

 Параллельно со «Словом о полку Игореве» Филоненко работал над иллюстрациями и оформлением «Приключений Тома Сойера», «Приключений Гекльберри Финна» Марка Твена, где, по словам самого художника, он «здорово повеселился». И кошек своих любимых «вставил в книжку» – «кошки всегда кувыркаются, когда у них какая-нибудь радость», и автопортрет на оборот распашного титула поместил, а напротив, на шмуцтитуле – Том Сойер. Да, мол, это я, не Примерный Мальчик! Условно-графичные и одновременно живописные, с характерными филоненковскими разлетающимися в разные стороны штрихами, выполненные в технике гуаши, иллюстрации передают дух озорных приключений Тома и Гека.

Целостность, продуманность конструктивных и изобразительных элементов, и вместе с тем, стремление к неожиданности решений отличает и другие книжно-графические работы Юрия Филоненко (Помяловский Н. Очерки бурсы. Сред.-Урал. кн. изд., 1988; Гоголь Н. Миргород. Калининградское кн. изд., 1987; Лорка Г. Стихи. Красноярское кн. изд., 1987; Щипачев С. Стихи. М.: Молодая гвардия, 1988; Ефремов И. Час быка. Сред.-Урал. кн. изд., 1989; Набоков В. Дар. Сред.-Урал. кн. изд., 1990 и др.).

С распадом Советского Союза распалась и отечественная книгоиздательская система. Однако появились новые издательства («У-Фактория», «Банк культурной информации», «Пакрус», «Архитектон», независимого Института материальной культуры и др.), для которых Юрий Филоненко оформлял отдельные книги и серии произведений уральских и столичных писателей, художественные альбомы, различные сборники, а также журналы. Все эти книги и журналы разные, но стиль Филоненко узнаваем: визуальная выразительность и динамичность переплетов и полос набора при конструктивности и архитектоничности общей композиции, высокая книжно-графическая культура, опирающаяся на традиции, и стремление к художественным новациям.

Имя Юрия Филоненко стало неотрывно от культуры Свердловска-Екатеринбурга, в которую он внес южный темперамент и высокое художественное мастерство.

Александра Филинкова,  искусствовед

 

 

 

 

"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: суббота с 10-00 до 17-00, воскресенье с 10-00 до 16-00.

УВАЖАЕМЫЕ ХУДОЖНИКИ!

Уважаемые художники!

       Правление Свердловского регионального отделения Союза художников России установило следующие даты и время отбора художественных произведений для участия в межрегиональной выставке «Большой Урал-XII»:

12.03.2018  - 16 - 19 ч. – Живопись

13. 03.2018 - 16 -19 ч. - Графика

19.03.2018  - 16 -19 ч. – ДПИ, народные промыслы

20.03.2018 - 16-19 ч. – скульптура, искусство театра и кино, церковное искусство,  монументальное искусство

Выезд выставкома для отбора произведений художников, работающих по следующим адресам:

21.03.2018 - Ленина, 48; Ленина, 62; Декабристов, 1; Декабристов, 2; Луначарского, 85б -  с 10 до 14 ч.

 22.03.2018  - Пушкина, 9; Малышева, 21/1 - с 16 до 19 ч.

Работы принимаются в оформленном виде с заполненной анкетой (образец заполнения см. Положение о межрегиональной выставке «Большой Урал-XII»).

Приём анкет  в электронном виде с фотографиями работ (см. Положение, Требования к оформлению работ, п.1)  - до 10 марта 2018 г. по адресу: shr-bural@yandex.ru

Члены малого выставкома (для отбора работ авторов Свердловского регионального отделения Союза художников России):

 

Абрамов Владимир Викторович,  Айнутдинов Сергей Сагитович, Анциферов Василий Григорьевич, Базуева Олеся Владимировна, Баландин Андрей Валерьевич, Водичева Татьяна Фёдоровна, Галеева Тамара Александровна, Георгян Александр Георгиевич (Самвэл), Глазырин Кирилл Николаевич, Лемонова Инна Борисовна, Манерова Елизавета Юрьевна, Онуфриев Андрей Борисович, Пьянков Илья Александрович, Ремезов Александр Викторович, Сивков Александр Викторович, Степанов Александр Владимирович, Шарко Галина Александровна, Яковлева Ирина Владимировна 

 

 

 

"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: суббота с 10-00 до 17-00, воскресенье с 10-00 до 16-00.

[27-02-2018]

О СВЕРДЛОВСКИХ ДРУЗЬЯХ-ХУДОЖНИКАХ СЕМЁНА ВАКСМАНА (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ Э. НЕИЗВЕСТНОГО)


[17-02-2018]

ВЫСТАВКА АЛЕКСАНДРА БАРТОВА "УРАЛЬСКИЕ МОТИВЫ" 


[15-02-2018]

ВТОРОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОТКРЫТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ГРАФИКИ «VITA-ART-TIME&

[23-01-2018]

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "БОЛЬШОЙ УРАЛ", ЧЕЛЯБИНСК-2018

ПРИГЛАШАЕМ К УЧАСТИЮ!


[10-01-2018]

ВЫСТАВОЧНЫЙ ПЛАН 2018 г. СВЕРДЛОВСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ


[18-12-2017]

КОНКУРС "К 300-ЛЕТИЮ ЕКАТЕРИНБУРГА": ПРИГЛАШАЕМ К УЧАСТИЮ


 


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Гимназия 157
Конкурс театров своими рукамиПопросит прощение у любимого в прозеСмысл праздникаОригинальное поздравление подруги с днем рождения сценкаДобрый день с пожеланиями открытки с


Поздравляем с днём музеев Поздравляем с днём музеев Поздравляем с днём музеев Поздравляем с днём музеев Поздравляем с днём музеев


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ